CyberStage представила ресурс для аналитики отечественного рынка ИБ-вендоров
Программа поддержки стартапов в ИБ-отрасли и смежных направлениях CyberStage презентовала CyberStage Matrix — аналитический общедоступный ресурс, который позволит молодым ИБ-вендорам «выйти из тени», а бизнесу найти и оценить возможности компаний, разрабатывающих программные продукты в области информационной безопасности.
Проблемы растущих ИБ-вендоров
В последние годы отечественный рынок ИБ стремительно растет, появляются молодые компании. По данным CyberStage, 15% общего рынка кибербезопасности и смежных сфер занимают новые вендоры с выручкой до 1 млрд рублей. В общей массе начинающие компании составляют 1/3 от всего количества игроков, присутствующих в вендорской части рынка. Их совокупная прибыль за 2023 год составила 32 млрд рублей, что на 50% превышает прошлогодние показатели.
В чем преимущество молодых вендоров? Они ориентированы на свободные ниши, отличаются большей гибкостью, чем «киты» рынка. Но зачастую для роста таким компаниям недостаточно ресурсов, которые позволили бы им оказаться в поле видимости потенциальных клиентов и привлечь инвестиции для развития бизнеса. К тому же у стартапов возникают трудности с оценкой своих продуктов относительно конкурентов.
Что мешает растущим компаниям находить схожие проекты и сравнивать их со своими? Ответ очевиден: это отсутствие понятной системы классификации технологий в ИБ. По этой причине вендоры не всегда могут определиться с тем, какую категорию нужно назначить своим проектам — тем более что выбор у них весьма широкий. По мнению мировых аналитиков, сейчас насчитывается приблизительно 80 технологий, связанных с ИБ, и их список ежегодно пополняется в среднем на 5+ позиций.
С трудностями классификации проектов также сталкиваются крупные организации и бизнес-ангелы, готовые вкладывать инвестиции в кибербезопасность. Инвесторы и венчурные фонды отслеживают развитие перспективных проектов, но воронка большинства этих проектов охватывает только отдельные фрагменты рынка ИБ, из-за чего не удается сформировать целостную картину. Такая проблема отражается на количестве сделок с молодыми вендорами.
Стимуляция роста рынка ИБ и инвестиций в кибербезопасность за счет общедоступной аналитики
Создание CyberStage Matrix — попытка оптимизировать взаимодействие ИБ-вендоров, потенциальных клиентов и инвесторов. CyberStage Matrix — источник структурированной информации обо всех существующих небольших и средних организациях, занимающихся разработкой продуктов в сфере кибербезопасности. Отличительная особенность ресурса — классификация существующих решений по 7 нишам и 44 видам технологий, которая опирается на технологический радар, созданный ГК «Солар».
CyberStage Matrix — общедоступный источник, поэтому любой пользователь может предложить корректировки или дополнения к опубликованным сведениям. Эксперты CyberStage проверяют предоставленные данные и вносят в базу новые компании, продукты. Такой подход является своеобразной верификацией предложенных решений в качестве технологий, имеющих отношение к ИБ-отрасли.
Вместе с тем пользователям CyberStage Matrix будут доступны исчерпывающие данные о проектах. В частности, источником таких знаний стала база СПАРК-Интерфакс. Какие сведения можно найти на ресурсе:
- Список проектов, которые сейчас развиваются.
- Технологические ниши компаний в ИБ-отрасли.
- Выручка каждого вендора за 3 года.
- Количество штатных сотрудников компаний.
- Фактическое местонахождение вендоров.
- Число инвесторов, размер инвестиций в кибербезопасность.
Сведения об игроках рынка ИБ будут обновляться каждый квартал. Информация о численности штатных специалистов и выручке — ежегодно.
Директор программы CyberStage Влад Рассказов считает, что запуск ресурса СyberStage Matrix поможет повысить уровень осведомленности людей о существующих сегментах и технологиях, понять, что собой представляют перспективные стартапы. Таким образом, отечественная ИБ-сфера станет более доступной и прозрачной. Стартапам будет проще привлекать инвестиции в кибербезопасность, заказчикам — находить проекты, отвечающие задачам бизнеса. В результате рынок будет наполняться, а продукты быстрее развиваться, что позволит восполнить дефицит российских технологий.
Сегментация представленных продуктов в CyberStage Matriх происходит с помощью специального технологического навигатора, созданного ГК «Солар». В этот инструмент разработчиком заложен принцип классификации по сферам применения, например, информационная и сетевая безопасность, веб-безопасность и т. д. Ранее в России пользовались аналогичными зарубежными инструментами, данными исследований аналитического агентства Gartner. Сейчас на отечественном рынке этого нет, поэтому выполнять сравнительный анализ затруднительно. Однако навигатор поможет создать синергию между технологиями внутри отдельно взятых ниш и увидеть основные векторы их развития.
Данные CyberStage Matriх доказывают необходимость инвестиций в кибербезопасность на отечественном рынке
В цифрах рассказываем о привлекательности сферы ИБ для инвесторов:
- 187 малых и средних организаций в ИБ насчитывается на отечественном рынке на конец 2024 года.
- Выделено 10 лидеров, которые за 2021–2023 годы увеличили прибыль в 67 раз.
- В нишах Application Security и Data Security прибыль компаний за 2022–2023 годы увеличилась на 220%.
- В 2022 году значительно возросло количество новых организаций в ИБ-сфере.
- Ежегодно появляется 15–20 молодых ИБ-стартапов.
- В Москве сейчас 124 вендора, в Санкт-Петербурге — 17, в Екатеринбурге — 5, в Ростове-на-Дону и Ярославле — по 3. Вендоры появляются и в других регионах.
- Общее число штатных сотрудников всех ИБ-компаний — около 5000 человек. Средний штат одной организации — 32 человека.
- К годовой прибыли в 50–100 млн рублей стартапы приходят с командой до 10 сотрудников, затем имеют возможность расширить штат до 10–25 человек. В некоторых организациях заняты и внештатные эксперты.
Эксперты обсудили перспективы отечественного рынка стартапов и необходимость инвестиций в кибербезопасность
5 ноября этого года на встрече «Стартап-кафе PRO» в рамках Недели кибербезопасности состоялась презентовация CyberStage Matrix сообществу профессионалов. В обсуждении ключевых возможностей и сложностей в отрасли ИБ приняли участие представители крупнейших компаний и инвестиционных фондов:
- ГК «Солар» и CyberStage
- Фонд развития интернет-инициатив
- Мосбиржа
- «Яндекс»
- T-банк
- Headhunter
- МКБ
- «Хайв»
- Softline Venture Partners
- Solar Ventures
Участники обсудили проблемы, с которыми молодым стартапам приходится сталкиваться, и пути их решения. Деловую программу «Стартап-кафе PRO: кибербезопасность» завершала питч-сессия, во время которой развивающиеся компании демонстрировали свои продукты экспертам и инвесторам.